12.04.2022
Применение купольных зеркал безопасности в местах движения напольного транспорта
Безопасность часто ставится под угрозу на объектах, где пересекаются пути напольного транспорта, такого как вилочные погрузчики, и работников цехов и складов в погрузочно-разгрузочных зонах, на перекрестках или в других зонах повышенного риска.
Безопасность производственных процессов достигается упреждением опасной аварийной ситуации и в течение всего времени их функционирования должна быть обеспечена в том числе применением безопасных способов транспортировки материалов. По требованиям ГОСТ 12.3.002-2014 «Процессы производственные. Общие требования безопасности», технологические и транспортные коммуникации, проходы и проезды, расположенные на территории предприятия, должны соответствовать требованиям обеспечения безопасности людей, находящихся на этой территории.
При разработке и применении технологических процессов транспортирования грузов и при эксплуатации транспортных средств предписано учитывать в том числе «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)» в той части законодательной базы, что касается транспортировки посредством использования напольного транспорта, такого как: автопогрузчики, электропогрузчики, грузовые тележки. Правила устанавливают требования по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств, включая организацию дорожного движения, состояние проездов, переездов, дорожной разметки, наличие дорожных знаков и светофорного регулирования, освещения и др. на территориях предприятий.
В то же время существует проблема, решение которой не нашло отражения в настоящих Правилах. В цехах и складах из-за большого количества размещенного оборудования, стеллажей всегда находятся зоны пересечений транспортных и пешеходных потоков с ограниченным обзором. Например, непросматривающиеся повороты и пересечения на складах традиционно создают проблемы водителям погрузчиков, передвигающимся между стеллажами, увеличивая аварийность и риски наезда на персонал склада. Одна из причин этому — неспособность человека увидеть приближающуюся опасность из-за ограниченного обзора.
На рисунке воспроизведена реальная ситуация, которая возможна на складе или в цехе на пересечении транспортных и пешеходных потоков. Участники движения — водители погрузчиков и пешеходы — не видят друг друга на перекрестке из-за препятствий — стеллажей и стен, впереди у них непросматривающиеся пути. На складах и в зонах погрузки-разгрузки предприятий часто встречаются такие препятствия, которые мешают четкой видимости при приближении к встречному движению. Видимость для водителя погрузчика также может усложняться из-за перевозимого груза.
Если учитывать среднюю скорость (вилочного погрузчика — 10 км/ч, пешехода — 5км/ч), то возможно такое развитие ситуации, когда погрузчик неожиданно быстро для пешехода или водителя другого погрузчика появляется в опасной близости. Создается потенциально опасная ситуация угрозы здоровью людей или как минимум повреждению груза при столкновении погрузчиков. Серьезные травмы, потенциальные судебные тяжбы, потеря производительности — такими могут быть последствия наезда погрузчика на пешехода.
Хотя в таких условиях уже существуют некоторые меры предосторожности, ни одна из них не может считаться надежной. Например, в производственных помещениях и на местах производства работ с повышенным уровнем шума для оповещения и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации предписано использовать световую сигнализацию. Для водителей вилочных погрузчиков и других транспортных средств шум внутри и снаружи часто может заглушить звуковые предупреждения. Со временем сотрудники включают эти предупреждения в фоновый шум объекта и не обращают на них внимания. Даже средний уровень шума на производственных предприятиях в том числе может отвлекать работников. А световая сигнализация не может быть достаточно различимой при пересечении перекрестков. Именно тогда увеличивается риск несчастного случая на производстве — когда сотрудники не могут адекватно видеть или слышать транспортные средства или пешеходное движение на перекрестках и в других зонах повышенного риска.
Работники несут ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, но у них не всегда есть возможность видеть препятствия в зоне действия погрузчика.
Водителю погрузчика предписано убедиться в безопасности движения. Для осуществления этого в некоторых случаях, когда пути не просматриваются, водителю придется выйти из транспортного средства, а иногда потребуется пройти вперед, что требует дополнительного времени и усилий. В таких условия работник вероятнее всего станет пренебрегать мерами предосторожности. Но самое важное — ситуация может измениться кардинальным образом за время возврата водителя на водительское сидение, если в это же время другой погрузчик со средней скоростью 10 км/ч преодолеет короткий путь от ближайшего поворота.
В этих ситуациях требуются «специальные опции» в помощь сотрудникам и операторам транспортных средств для получения «способности заглядывать за угол», чтобы повысить безопасность на активных перекрестках, в проходах и зонах погрузки.
Устоявшаяся мировая практика — использовать для повышения уровня безопасности в таких случаях сферическое зеркало.
Поскольку сферические зеркала, установленные в производственных помещениях, используются для повышения безопасности людей и предотвращения столкновений напольного транспорта, их часто называют зеркалами безопасности.
Сферические зеркала часто применяют в производственных помещениях, где для транспортировки, буксировки и штабелирования различных грузов используются погрузчики и другой напольный транспорт.
На рисунке показано купольное зеркало, угол обзора которого (приближающийся к 360 градусам) обеспечивает возможность наблюдателю контролировать большую площадь помещения. Это зеркало, размещенное на складе над точкой пересечения осевых линий перекрестка, обеспечивает видимость водителям погрузчиков и другим участникам движения в четырех направлениях (зонах) в режиме реального времени.
Установка купольного зеркала на непросматривающихся поворотах, как показано на рисунке, помогает персоналу увидеть приближающуюся опасность, а водителям погрузчиков вовремя снизить скорость, что уменьшает вероятность возникновения несчастных случаев. В качестве решения промышленные сферические зеркала обеспечивают жизненно важный вторичный уровень визуальной защиты в местах, где риск столкновения считается наибольшим.
Таким образом,
купольные зеркала являются средством обеспечения безопасности водителей и пешеходов на складах и в цехах, позволяя избежать столкновений и аварий. Это очень эффективный, но чрезвычайно недорогой способ реализации программы предотвращения несчастных случаев на производстве, связанных с работой напольного транспорта.
Современный мир постоянно развивается, производственные процессы оснащаются новым оборудованием. В сфере безопасности, как мы видим, тоже происходят изменения, но они не всегда своевременно находят отражение в законодательной базе. Суть проблемы состоит в том, что важно максимально полно устранить все возможные опасные ситуации.
В связи с этим представляется, что применение сферических зеркал будет крайне полезным в реализации выполнения требований безопасности при работе погрузчиков и других транспортных средств на территории предприятий. И что немаловажно — работе более продуктивной. Так как истинная ценность сферических зеркал заключается в том, насколько экономически выгодно они могут помочь предотвратить несчастные случаи и увеличить время безотказной работы.